Услуги Генеалогия История Гербы Контакты

Регистрация фамильных гербов

Генеалогические исследования

Family-tree.ru - геральдика, генеология, история фамилии.

Генеалогия

История

Геральдика

На главную страницу



Введение в геральдику - общая информация


 Название этой вспомогательной исторической дисциплины про­исходит от латинского слова Heraldus — глашатай. Основным объ­ектом геральдического исследования является герб (от польского herb, старочешского — herb, erb, от немецкого ЕгЬе — наследство). Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века — различным ремесленным корпора­циям — цехам, купеческим гильдиям и т. д.

Где помещались гербы? I la вооружении, доспехах, одежде, мебе­ли, коврах, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах, на архитектурных сооружениях в виде художественной леп­ки, на витражах, где их красочность была особенно ощутимой, па фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербами отмечались книги, портреты. Гербы использовались в качестве украшений на надгробных плитах, причем там они заменяли соответствующие над­писи.

Основной задачей геральдики как вспомогательной историчес­кой дисциплины является атрибуция (определение принадлеж­ности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба.

По гербу можно многое узнать о владельце вещи, например его титул. Частные гербы имели изображение головного убора, кото­рое помещалось над щитом в виде короны (княжеской, графской, баронской, дворянской) или шляпы для духовных лиц. Герб помо­гает проследить историю (судьбу) вещей. Например, известный геральдист В.К.Лукомский с помощью гербовых эмблем определил судьбу «колымаги» Никиты Ивановича Романова — двоюродного брата царя Михаила Федоровича. Герб из железа на колымаге со­стоял из изображения колонны, увенчанной короной, и представ­лял польский герб «колонна», которым пользовались в Польше око­ло 30 шляхетских родов. Помещенные по сторонам гербовой фигуры буквы помогли Лукомскому раскрыть имя и фамилию польско­го владельца «колымаги» — Франца Лесьновальского, который был в Брянске старостой. Вероятно, эту «колымагу» приобрел для сво­его трудного путешествия обратно в Россию патриарх Филарет, ко­торый был в польском плену с 1611 по 1619 г. По возвращении в Россию Филарет Романов подарил колымагу своему племяннику Никите Ивановичу Романову.

Герб помогает в определении экономических, культурных, род­ственных связей, династических браков, демографических процес­сов внутри господствующего класса, в том числе и коронованных особ. В этом отношении показателён родовой герб Романовых. В пра­вой части их гербового щита был помещен собственно герб рода Ро­мановых. В левой части гербового щита были внесены гербы запад­ноевропейских дворов, с которыми императорская семья породни­лась в результате династических браков на протяжении XVIII -начала XX в.: герб шлезвиг-голштипский, включающий гербы нор­вежский, шлезвижский, голштинский, сторнмарнский, дитмарсенский. На малом среднем щите были показаны в правой стороне герб ольденбургский, а в левой — герб дальменгорский.

Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и рядом других исторических дисциплин, но в первую очередь со сфраги­стикой и генеалогией. В настоящее время на предмет исследования геральдики высказываются различные точки зрения. Предлагается даже заменить ее название другим — «эмблематика». И все же в уз­ком смысле слова геральдика была и остается гербоведением.

Происхождение гербов.

Происхождение гербов. Обязательной частью герба являет­ся гербовая эмблема. Появление эмблем,— условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т. д. — относится к глу­бокой древности. Они зародились в странах античного мира и пер­воначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова -мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины — сова, Коринф — пегас, Мирмекий — муравей. Их стали помещать на мо­нетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами.

Когда отличительные знаки стали превращаться в гербовые эмб­лемы? Тогда, когда они стали приобретать наследственный характер.

Было две главные причины появления гербов. Первая из них свя­зана с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым за­бралом, т.е. особенностью средневековых военных доспехов, скры­вавших лица воинов во время военных действий и турниров. Таким образом, рыцарские турниры — очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания   - привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений. Постепен­но эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми.

Вторая причина появления гербов связана с общим развитием цивилизации в Западной Европе XII в., с развитием социальных про­цессов в средневековом обществе, с усилением консолидации и иерархизации господствующего класса. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профес­сиональную принадлежность, право на владение землей, положе­ние внутри господствующего класса. Сама геральдика, отражая свое­образие средневекового мышления, стала в символической форме выражать социальные отношения. Возникшее из практических со­ображений гербовое изображение (для отличия рыцарей во время турниров) в дальнейшем стало отвечать социальным потребностям феодального класса. В связи с этим в средневековом обществе герб получил правовой аспект: если в него включалась эмблема какой-либо земли, то это расценивалось как знак владения этой землей, и с помощью эмблематики герба можно было выиграть судебный про­цесс. Претендовать на один и тот же герб было равносильным пре­тендовать на одни и те же владения.

Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Ими стали пред­ставители сеньоров — герольды. Они ведали церемонией турниров, составлением гербов, дипломатическими переговорами, обменом пленными.

Сначала герольды на память знали, кому принадлежит каждая гер­бовая эмблема. Но со временем гербов становилось все больше и они становились более сложными. Стало невозможно держать в памяти такое большое количество информации. Тогда стали появляться трак­таты и справочники о гербах, в первую очередь — в странах, где гераль­дика играла заметную роль в общественной и политической жизни.

Материалы, из которых мы узнаем о самых ранних европейских гербах, делятся на вещественные (изобразительные) и письменные.

К изобразительным относятся сами гербы, дошедшие в дипло­мах, рукописях, книгах, в изображениях на печатях, монетах, над­гробных плитах, стенах, витражах, миниатюрах.

Теоретические вопросы геральдики нашли отражение в родовых книгах, судебных постановлениях, хрониках (например, в хронике Яна Длугоша «Грюнвальдская битва»). Одним из первых сочине­ний по геральдике был трактат, составленный во второй половине XIII в. в Германии Конрадом Вюрцбургским. Он был поэтом и из­ложил правила теоретической геральдики в стихах.

Сохранилось и несколько древнейших гербовников, содержащих письменные и изобразительные материалы. Среди них «Хроника» Матвея Парижского (XIII в.), включающая 75 гербовых щитов (хра­нится в Лондоне в Британском музее, в 1881 г. издана в Берлине). К 1300 г. относятся английские гербовые свитки, содержащие изо­бражение 486 гербов (хранятся в Лондоне, изданы в 1884 г.). К Началу XIV в. относится учреждение в Венеции «Золотой кни­ги», в которую записывались родословные венецианского дворян­ства. Эта книга состояла из многих томов. Наряду с генеалогией, там были даны изображения родовых гербов.

В XVI в. появляется практика создания гербовников для целых королевств. К таким относится Книга гербов королевства Наварры.

Гербы и их художественное оформление начали интересовать не только их составителей (герольдов), но и многих образованных лю­дей того времени: юристов, теологов, художников, врачей. В XVI— XVII вв. число трактатов по геральдике значительно выросло. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные и дополнительные компоненты (короны, мантии и т. д.), систематизируются фигуры. XVI—XVII вв. — период «бу­мажной геральдики», наступившей вследствие ухода в прошлое «жи­вой» — рыцарской геральдики. Переход к «бумажной» геральдике был связан с изменениями военного дела — техники ведения боя и вооружения, отказа от рыцарских турниров и от прежней оценки рыцарской культуры вообще.

Европу захлестнула гербовая лихорадка. Во многих странах соз­даются специальные учреждения для составления и хранения гер­бов и упорядочения пользования ими. В учебных заведениях осно­вываются кафедры геральдики, а в Германии, Франции, Англии воз­никают школы геральдистов. Правила составления гербов получили научную основу. Трудами Сильвестра Петра Санкты (1638 г.), К.Ф.Менетрие (1658 г.), Ф.Я.Шпенсра были закреплены гераль­дические правила, выработанные в прежние века, и собственно ге­ральдический художественный стиль. В XVIII в. получили распро­странение учебники и пособия по геральдике. Среди них нужно отметить геральдическое руководство И.Х.Гаттерера «Очерки геральдики», изданное во второй половине XVIII в. и получившее при­знание в европейском геральдическом мире. В самом начале XIX в. оно было переведено на русский язык Г. Мальгиным и издано под названием «Начертание гербоведения».

Теоретическая геральдика. Предметом теоретической ге­ральдики является совокупность правил и приемов составления гер­бов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и раз­личных украшений вокруг щита. Од­нако не в каждом гербе было обяза­тельным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были глав­ными, обязательными, другие — нет.

Главной частью герба является щит. Различают несколько видов ге­ральдических щитов: французский — четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ши­рины; испанский — тех же размеров, что и французский, но с плавно закруг­ленной нижней частью; варяжский — треугольный, с плавно изгибающи­мися боковыми сторонами; итальян­ский — овальной формы и германский — щит вычурно вырезанной фор­мы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Рис: Формы щита

Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскост­ными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финиф­ти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные — зо­лото и серебро. Использовались финифти пяти цветов — красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного.

Основное правило составления герба запрещало накладывать ме­талл на металл и финифть на финифть.

Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном сто­ловом серебре или на личных печатях, они гравировались по опре­деленным правилам изображения цветов. По этим же правилам гербы изображались на бумаге. При этом золото передавалось черны­ми точками по белому полю, а серебро — белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими крас­ками, а графически следующим образом: красный цвет — вертикаль­ными линиями, голубой — горизонтальными линиями, зеленый — диагональными линиями справа налево, пурпурный — диагональ­ными линиями слева направо, черный — пересекающимися горизон­тальными и вертикальными линиями. При этом надо обязательно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе человека мог употребляться телесный цвет.

Рис: Графические изображения металлов и красок в гербах

Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй — голубыми фигурками, по фор­ме напоминающими разделанную и, развернутую по белому полю беличью шкурку. Горностаевый мех изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображал­ся белыми значками по черному полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.

Рис: Графическое изображение меха в гербах

Геральдические цвета, металлы, меха имели в середине века свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородным из цветов считался красный, наиболее низким – черный цвет; из металлов самый почетный был золотой, из мехов – горностаевый.

Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рас­сеченным; разделенный пополам по горизонтали — пересеченным; разделенный на две части из угла в угол — скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон­тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. При­менялись и другие виды делений, например вилообразно разделен­ный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия — зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный и т. д. Деление герба зубчатыми линиями было, например, очень характерным для немецких гербов.

В гербах встречаются самые различные сочетания перечислен­ных основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.

Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдичес­ких фигур:

глава щита — 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция была меньше, то такую главу называют вершиной;

оконечность, или подножие (подошва), — 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом;

столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цве­том; столб мог быть сдвинут вправо пли влево;

пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен;

перевязь - 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута.

стропило — две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое.

Рис: Геральдические фигуры

Рис: Большой государственный герб Российском империи. Утвержден 11.4.1857 г.

Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комби­нациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения стол­ба и пояса (прямой крест), пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие ви­ды крестов — классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, лотарингский и т, д.

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусствен­ные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображе­ния живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону.

К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предмету созданных человеком, — лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т. д.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, — дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, гидра, птица Феникс и др.

Фигуры герба имели свою символику. Лев был символом власти и великодушия; конь — храбрости, зоркости, быстроты; петух — боя; орел — власти; дуб — силы; оливковое дерево — мира; лавровая ветвь — победы и т. д.

Все остальные части герба являются необязательными. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов — округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).

Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Ино­гда она заменяла собой шлем. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, — герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духо­венства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископ­ская, прелатская и священническая шляпы.

Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображе­ние животного), выходящую сверху из шлема или короны.

Мантия и намет — это изображения плащей средневековых рыца­рей. Мантия — бархатное полотнище, выходящее из-под короны и под­ложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей.

Рис: Намет, Рис: Мантия

Намет — украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и се­ребряного, а нижняя, наоборот, — золотой или серебряной.

Щитодержатели — это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон.

Девиз — это краткое изречение (часто на латинском языке), ха­рактеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеж­дения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке ноля герба и главной фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А. А. Аракчеева: «Без лести предан».

Сенью называется шатер, помещавшийся под мантией государ­ственного герба.

Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопро­сы составления и описания гербов. При этом описание производи­лось по строго определенным правилам. Например, в рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона; а затем левая; в пересеченном — сначала верхняя часть, а затем нижняя.

Практическая геральдика рассматривает вопросы классифика­ции гербов, их происхождения, истории и принадлежности.

Развитие геральдики в России. Об эмблемах и гербах в Рос­сии было известно задолго до развития отечественного герботворчества, основанного на правилах теоретической геральдики. По­следнее доказывается появлением на государственной печати Ива­на Ш эмблем государственного герба, изображением 22 городских эмблем на государственной печати Ивана IV, 33 городских эмблем, выполненных в 1672 г. в «Титулярнике» царя Алексея Михайло­вича, наличием родовых гербов в конце XVII в. у некоторых представителей «выезжих» родов.

Когда же в России появились гербы? Ответ на этот вопрос оста­ется дискуссионным и зависит от понимания того, что такое герб.

Одна группа исследователей отождествляет гербы с наследственной эмблемой, тем самым удревняя время рождения гербов, искусственно хронологически притягивая их появление в России к XII в., т.е. ко времени их появления на Западе. Подобный подход является ошибочным

Другая часть исследователей полагает, что герб – это символическое изображение, утвержденное верховной властью, состоящее из строго принятых элементов (в том числе наследственных эмблем), построенных по установленным геральдическим правилам. Эта формулировка герба является более убедительной. Она включает в себя обязательное утверждение герба властью, наследственность эмблем и построение герба с учетом правил геральдики.

Государственный герб России. Государственный герб — это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумаж­ных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и т. д.

Эмблематику российского герба составили всадник, поражаю­щий змия, и двуглавый орел. Отдельные элементы этого герба скла­дывались постепенно.

Например, всадник, которого называли «ездецом», «сокольником», первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце XIII—XV в. Как сказано в главе «Сфрагистика», всадник трактовался как светский воин, в котором современники видели прежде всего князя — защитника Русской земли. В пользу этого говорит изображение всадника без нимба над головой, т.е. «светского» всадника, а также свидетельства письменных источни­ков. Например, новгородский архидиакон Геннадий, побывавший у александрийского патриарха в XVI в., на вопрос патриарха, кто изо­бражен на печати, привешенной к грамоте Ивана IV, ответил: «Го­сударь на коне». Эту же мысль подчеркивал подьячий Посольского приказа Г.К.Котошикин: «В истинной Московского княжества печати вырезано — царь на коне побеждает змия». В официальном объяснении государственного герба, данного при царе Алексее Ми­хайловиче, изображение всадника на коне истолковывалось как изо­бражение царского наследника, побеждающего врага.

Трактовка эмблемы всадника как святого Георгия Победоносца появляется при Петре I, который называл его «святым Егорием». Возможно, это было связано с популярностью святого Георгия Победоносца на Западе как покровителя воинов. Сходство светского изображения князя — защитника Отечества и канонического изображения святого Георгия в сюжете «чудо и змие», а также влияние западной моды привело к переосмыслению этой эмблемы государ­ственного герба.

Изображение змия на печатях появилось давно, причем до Ива­на III оно довольно часто давалось в совокупности со святым Федо­ром, колющим змия, в композиции «чудо о змии». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадни­ком-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось; в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглаво­го орла как герба Византийской империи дал В.Н.Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Фоминишне Палеолог, пле­мяннице последнего византийского императора, наследовавшей дву­главого орла, которого Иван III Васильевич принял «за государст­венный герб». Версия В.Н.Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоя­щее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с импе­раторами Священной Римской империи из дома Габсбургов или с южнославянским влиянием. Исследователи доказали, что герб Ви­зантийской империи, составленный при Палеологах в 1327 г., не был двуглавым орлом, а представлял собой крест, образованный четырь­мя буквами «В». Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских го­сударей с правителями западных держав.

Самым ранним памятником, на котором изображены государст­венные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III волоцким князьям 1497 г. На ли­цевой ее стороне помещено изображение всадника, поражающего копьем змия, и круговая надпись: «Велики князь Iоанъ Б(о)жиею милостию господарь всея Рус». На другой стороне изображен дву­главый орел с распростертыми крыльями и коронами на головах. Круговая надпись продолжает" легенду лицевой стороны: «I велики князь влад. и моек. нов. пек. твер. уго. вят. и пер. и бол.». Именно с печатью 1497 г. Н. М. Карамзин связал истоки символики поздней­шего государственного герба, что, скорее всего, и послужило причиной организации празднования 400-летия русского государ­ственного герба в 1897 г.

Так как эмблемы государственного герба изображались с двух сто­рон вислой печати (с одной стороны — двуглавый орел, с другой -всадник, поражающий змия), для нас интересно, когда изображение всадника перейдет с обратной стороны печати на грудь орла, т.е. когда эмблемы герба приобретут свой законченный вид. Это соединение эмблем произошло на большой государственной печати Ивана IV.

В дальнейшем эта композиция главной эмблематики государственного герба становится устойчивой. Изменения касаются лишь второстепенных деталей, наблюдения над которыми помогают в да­тировке герба: положение и внешний вид крыльев орла, положение всадника, наличие цепи и ордена Андрея Первозванного вокруг щита па груди орла (с 1698/99 г.) и т. д.

Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 г.: «Орел двоеглавый есть герб державный великого госуда­ря, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменую­щие три великие — Казанское, Астраханское и Сибирское — слав­ные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повеле­нию. На правой стороне орел три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех — скипетр и ябло­ко, и являют милостивейшего государя, его царского величества, са­модержца и обладателя».

На большой государственной печати 1698/99 г. всадник изобра­жен а центре двуглавого орла, на его груди. На крыльях и вокруг орла помещались, печати царств и столиц княжеств, включенных в полный царский титул.

В 1722 г. в истории русской геральдики произошло важное со­бытие. Указом Петра I при Сенате была образована Геролъдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции.

Прежде всего Санти упорядочил в соответствии с правилами ге­ральдики государственную символику, описав, согласно геральдическим канонам, российский государственный герб, введя в него соответственные «колоры», т.е. цвета (финифти), металлы, приня­тые в геральдике.

При Петре на крыльях орла стали даваться изображения 6 гер­бовых щитов — эмблем великокняжеских столиц и царств. При Ека­терине II — 6 щитов с эмблемами провинций. При Павле I в 1797 г. двуглавый орел государственного герба был дополнен мальтийским крестом. Указом императора Александра I от 26 апреля 1801 г. был восстановлен прежний герб без мальтийского креста. При Николае I в правой лапе орла появились громовые стрелы и факел, а в ле­вой — лавровый венец.

В 1856 г. при императоре Александре II было внесено новшество в гербовую фигуру святого Георгия Победоносца, который был по­вернут в правую геральдическую сторону.

В 1882—1883 гг. были утверждены Большой, Средний и Малый государственный гербы.

Описание этих гербов, данное в Своде законов Российской империи (т. I, ч. I), приводится ниже.

Большой государственный герб был очень насыщен различны­ми деталями. В центре па щите помещался двуглавый орел, короно­ванный тремя коронами. В лапах у орла были скипетр и держава. На груди орла был дан святой Георгий Победоносец. Щит был увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Вокруг щита изображалась цепь ордена святого апостола Андрея Пер­возванного. Щитодержателями были святой архистратиг Михаил и архангел Гавриил. Над шлемом Александра Невского была сень, коронованная, с девизом «С нами Бог!» и подложенная горностаем. Над сенью возникала государственная хоругвь с изображением Среднего государственного герба.

Вокруг главного щита располагались гербы царств: Казанского (дракон), Астраханского (корона и восточный меч), Польского (коронованный орел), Сибирского (два соболя, стоящих на задних лапах), Херсонеса Таврического (двуглавый орел), Грузинского (святой Георгий Победоносец) с гербами Иверии, Карталинии, Кабарды, Армении, черкасских и горских князей.

Кроме того, герб украшали щиты соединенных гербов вели­ких княжеств: Киевского (святой архистратиг Михаил), Влади­мирского (львиный леопард), Новгородского (медведи, поддер­живающие кресло); герб Великого княжества Финляндского (ко­ронованный лев с мячом). Внизу главного щита помещался ро­довой герб Романовых.

Над сенью размещались щиты соединенных гербов княжеств и областей Великороссийских: Псковский (барс), Смоленский (пуш­ка с райской птицей), Тверской (трон и корона на нем), Югорский (две руки, выходящие из облака). Нижегородский (олень), Рязан­ский (князь), Ростовский (серебряный олень с золотым ошейником), Ярославский (медведь с секирой), Белозерский (две рыбы), Удорский (лисица).

Щит соединенных гербов и княжеств Юго-Западных: Волынский (крест), Подольский (солнце), Черниговский (орел с крестом).

Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских: Великого княжества Литовского (всадник на серебря­ном коне с мечом в руке), герб Белостокский (орел и всадник), герб Самогитский (медведь), Полоцкий (всадник на черном коне с мечом в руке), Витебский (серебряный всадник с поднятым мечом и круглым тарчем), Мстиславский (волк).

Щит соединенных гербов областей Прибалтийских: герб Эстляндский (три леопардовых льва), Лифляндский (гриф с мечом, с вензелем ПВИВ), Курляндский (лев в короне), Ссмигальский (серебряный олень с герцогскою короной), Карельский (две руки в латах с поднятыми мечами).

Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей: Пермский (идущий медведь с Евангелием на спине), Вятский (рука, держа­щая лук со стрелой), Болгарский (агнец с хоругвию), Кондийский (дикий человек и булавой на плече).

Герб Туркестанский (единорог).

Средний государственный герб был без государственной хоругви и 6 гербов над сенью (5 щитов соединенных гербов и герба турке­станского).

Малый государственный герб представлял собой двуглавого ор­ла со святым Георгием Победоносцем на груди. На крылья орла были вынесены гербы царств Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского, Херсонеса Таврического, Грузинского, соединенных гербов Великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского; герб Великого княжества Финляндского.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство, считая, что российский герб – двуглавый орел не был гербом Романовых, сохранило его изображение как государственную эмблему. Но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра, державы. Под орлом в овале изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.

Государственные гербы XXв. В 1918 г. стали разрабатывать новый государственный герб. Проект государственной печати предполагал помещение на ней и герба, который должен был представ­лять собой фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором по­мещались серп, молот и меч. При обсуждении решено было убрать из герба изображение меча. Проект был утвержден 19 июня 1918 г. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят государственный герб РСФСР.

Первый герб СССР, созданный художником И.И. Дубасовым на основе проекта В.П.Корзухина, был утвержден 6 июля 1923 г. Даль­нейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с из­менением числа республик, входящих в СССР, и выражались в изме­нении числа перехватов ленты с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!?-. Гербы союзных республик кроме изображения серпа и молота включали различные изображения, отражающие специфи­ку экономии! Гербами автономных республик являлись гербы союз­ных республик, в состав которых они входят. Их отличием от по­следних служила надпись о принадлежности герба на языке как со­юзной, так И автономной республики.

Когда СССР прекратил свое существование, вопросы гербо-творчества вновь приобрели актуальное значение. Практически все республики бывшего СССР создали новую государственную символику.

В 1993 г. указом президента был введен герб Российской Феде­рации, повторяющий в общих чертах дореволюционный герб Рос­сийской империи. Однако закон о государственном гербе России до сих пор не принят.

Городские и областные гербы. Городской геральдике посвя­щен ряд работ А.Б. Лакиера, П.П. Винклера, отчасти Ю.В. Арсенье-ва, В.К. Лукомского, а также А.А. Урапосова, Н.Н. Сперапсова, B.C. Драчука и др.

Особо следует выделить работы по городской геральдике Н.А.Со­болевой, впервые всесторонне изучившей комплекс: известных в на­стоящее время городских дореволюционных и послереволюцион­ных гербов. В отличие от большинства своих предшественников, Со­болева выступает против отождествления городских гербов и гербовых эмблем, а отсюда и раннего происхождения городских гербов.

Свою концепцию происхождения городских гербов Н.А. Собо­лева связывает с правовым развитием города и государственности в целом и рассматривает российские городские гербы в контексте ев­ропейской геральдики. В Западной Европе герб стал нормативным знаком, подчеркивающим наличие городских привилегий и само­стоятельности в условиях феодального общества. В силу ряда исторических причин городской герб в России появился па несколько веков позже, чем в Западной Европе. Но его присвоение городам было связано с теми же причинами, что и на Западе: возрастанием значимости городов и эволюцией городской жизни, постепенным изменением правительственной политики по отношению к городу и его самоуправлению. Это очень ярко проявилось в отношении как городов, так и городской геральдики в реформаторской деятельно­сти Петра I и Екатерины II и в оформлении городских гербов по правилам теоретической геральдики.

Переходя к характеристике эмблематики некоторых российских городских гербов, отметим, что ее появление связано с развитием территориальных эмблем, корни которых восходят к глубокой древности — к тотемическим культам, знакам собственности отдельных родов и лиц.

Например, па гербе Ярославля изображался медведь с протаза­ном. Считают, что это изображение связано с древним культом мед­ведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IX—X вв. Возмож­но, что здесь отразилась известная легенда об основании Ярослав­ля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

На гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней райской птицей. Такая эмблема известна на печати смоленского воево­ды князя Ф.И.Куракина в 1664 г. В надписи птица называется – «Гамаюн». На гербе Владимира помещено изображение льва, стоящего на задних лапах, с длинным 4-конечным крестом в передних лапах. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Юрьевича Боголюбского еще в XTI в. Общеизвестно, что изображе­ние льва занимает особое место во владимиро-суздальской пластике. Интересна киевская эмблема, изображающая архангела Михаи­ла с поднятым мечом и щитом. Она стала официальным городским гербом, утвержденным в 1782 г.: «Архангел Михаил в серебряной одежде, в голубом поле».

Московская эмблема в «Титулярнике» представлена двуглавым орлом под тремя коронами, на груди которого надпись: «Москов­ский». Гербом же Москвы стал всадник, поражающий змия, т.е. всад­ник, который был наследственной эмблемой московских великих князей.

Впервые с целым комплексом территориальных эмблем (24 эмблемы) нас знакомит печать Ивана IV, приложенная к документам международного характера.

В Большой государственной книге 1672 г. («Титулярнике») Алексея Михайловича помещены изображения уже 33 эмблем го­родов, земель и княжеств, названия которых входили в полный цар­ский титул. Эти эмблемы были изображены в виде прекрасных ми­ниатюр, без учета гербовой стилизации, ориентации фигур и гербовых цветов. Каждая из эмблем вписывалась в овал, украшенный виньетками в стиле московского барокко XVII в.

Рис: Гербы областей Российского государства из «Титулярника» 1672 г

Рис: Гербы Пермской и Нижегородской областей из «Титулярника» 1672 г

Современники называли 33 эмблемы «гербами», что свидетель­ствовало о знакомстве составителей «Титулярника» с западноев­ропейской культурой и стремлением заявить о появлении территориальных гербов и в России. Следует подчеркнуть, что в России в 70-х гг. XVII в. было уже около 250 городов и крепостей и только эмблемы 33 из них нашли отражение в «Титулярнике». Кроме того, в царствовании Алексея Михайловича не использовались западноев­ропейские традиции в создании гербов как постоянных символов областей и городов и в целом отсутствовала практика переноса их на соответствующие территориальные печати. Поэтому в XVII в. подавляющее большинство официальных документов различных уездов и городских учреждений скреплялись печатями воевод и дру­гих должностных лиц. Одной из первых превратилась в городской герб эмблема Ярославля из «Титулярника». Об этом свидетельст­вует указ царя Петра 11692 г. Б нем впервые появился термин «го­родской герб». Указ предписывал воеводе Ярославля пользоваться печатью с «изображением герб Ярославский». На печати было изо­бражение стоящего на задних лапах медведя с алебардой.

Толчком к составлению городских гербов по правилам теоретической геральдики явились петровские городские и военные реформы, практика размещения полков регулярной армии по горо­дам и губерниям России, необходимость вынесения на знамя полка городского герба. Так как это не всегда было возможно из-за отсут­ствия эмблем большинства городов, Герольдмейстерской конторе и ее геральдисту Франциско Санти пришлось вплотную заняться городской геральдикой.

В первую очередь Санти использовал 33 территориальные эмблемы «Титулярника», придав им строгую геральдическую форму, цвета и металлы, стабилизировав положение фигур и расположив их на щите французской формы.

Следующим этапом в работе Герольдмейстерской конторы было составление гербов для тех городов, которые не имели своих эмблем. Для гербов этих городов требовалось собрать новый материал. Чтобы облегчить задачу, Ф.Санти составил анкету, включавшую вопросы по истории города, об особенностях его географического по­ложения, основных занятиях жителей, главных зданиях и достопри­мечательностях. Анкеты были разосланы по городам в 1724 г. Однако полученные ответы далеко не всегда давали нужный матери­ал. Присылаемые в Герольдмейстерскую контору сведения были подчас предельно краткими и малоинтересными. Например, в числе особенностей Волоколамска авторы указывали на обилие полыни в городе и в уезде.

И тем не менее на основании полученных ответов Ф.Санти и художники И.В.Чернавский и П.А. Гусятников изготовили рисунки 137 городских гербов. Для некоторых городов было составлено по 2—3 варианта герба.

К сожалению, герботворческая деятельность Ф.Санти прекратилась в 1727 г. в результате его ареста и ссылки в Сибирь по подозре­нию в подготовке дворцового переворота. Дело с утверждением гербов временно приостановилось. В дальнейшем руководство по составлению городских гербов было передано обердиректору Военной коллегии Миниху. Под его надзором живописец Баранов составил 88 гербов. Это были фактически копии гербов, составлен­ных Ф.Санти.

До середины 1770-х гг. в деле составления городских гербов наблю­далось некоторое затишье. Новым толчком к ускорению создания го­родских гербов послужила областная реформа 1775 г., проведенная Екатериной П. Страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь, на уезды. Губернские и уездные города должны были иметь свои гербы. Требование об обязательном учреждении гербов для каждого города было подчеркнуто в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», пункт 40 которой узаконил право городов иметь печать с городским гербом. Б деле создания городских гербов этого периода большую роль сыграл известный историк XVIII в. князь М.М.Щер­батов, возглавивший в 1771 г. Герольдмейстерскую контору. Он не только был сведущ в генеалогии и геральдике, но и сам создавал гер­бы. Штат художников — «живописных мастеров» в этот период был невелик. После смерти в 1768 г. И.Токарева, начинавшего свой творчес­кий путь еще при И- Чернавском, его место занял А.Бутковский. В течение многих лет он был основным исполнителем художественных работ в Герольдмейстерской конторе.

Рис: Герб Орла

Рис: Герб Оренбурга

Рис: Герб Великого Устюга

Рис: Герб Санкт-Петербурга

До конца XVIII в. было разработано и утверждено более 500 городских гербов. Их эмблематика отражала историческое прошлое города, его хозяйственную и географическую специфику, основные занятия населения.

Эмблематика городов, расположенных в хлебных районах, могла включать изображения хлебных злаков. Эмблематика городов, расположенных в тех районах, где было развито скотоводство и ко­неводство, включала изображение лошадей и скота. Речные города имели в символике изображения реки, рыб, Нептуна, речных средств передвижения и т.д.

Была установлена строгая система изображения на гербах. Уезд­ный герб содержал эмблематику губернского города, которая поме­щалась в верхней (более почетной) части гербового щита.

Герольдмейстерская контора работала до конца XVIII в. и в 1800 г. была преобразована в Герольдию.

Новое оживление в разработке городских гербов наступает в 1843 г. Тогда Герольдия стала Департаментом Герольдии Правительствующего Сената. Б 1857 г. было учреждено специальное Гербовое отделение Департамента Герольдии по изготовлению гербов, упраздненное в 1917 г. Гербовое отделение возглавил барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне. Вместе с Кёне в Гербовом отделе­нии работали художники А.Беземан, О. Альтдорф и А.Фадеев.

Кене выработал украшения для всех городских гербов — коронами, лептами, венками, показывающими политическое и экономичес­кое положение юрода. Императорской короной увенчивались гер­бы губерний и столиц: шапкой Мономаха украшались гербы древ­них русских городов, столиц великих князей; золотой башенной короной с пятью зубцами украшались гербы городов, имеющих более 50000 жителей (Одесса, Рига, Саратов и др.); серебряная башенная корона украшала гербы уездных горо­дов В т.д. Дубовые венки с Андреев­ской лептой украшали губернские гер­бы; Александровской лентой с молотками украшались гербы промышлен­ных городов, той же лентой с двумя якорями — гербы морских портов, а с двумя кирками — гербы городов, занимающихся горными промыслами и т. д.

Украшения вокруг гербового щита, придуманные Кёне, были упразднены в 1889 г. по инициативе нового управляющего Гербовым отделением – А.П. Барсукова.

Рис: Герб Кубанской области

Впервые комплекс городских дореволюционных гербов был опубликован в виде черно-белых штриховых рисунков п 1843 г. как приложение к первому изданию Полного собрания законов Российской империи. В 1880 г. вышел сборник «Гербы губерний и областей Российской империи». Наиболее полный альбом «Гербы городов, губерний, областей и посадов, внесенные в Полное собрание законов Российской империи за 1649 — 1900 гг.» был издан в 1900 г. П.П. фон Винклером. (Альбом переиздан в 1991 г.)

Рис: Герб Томской губернии

Рис: Герб Забайкальской области

Интерес к городской геральдике в послереволюционный период вернулся лишь в 1960-х гг. Поднятие из небытия городской симво­лики связывалось с раскрепощенностью общественного сознания («хрущевская оттепель»), его поворотом к гуманитарному знанию, к памятникам прошлого, интересу к коллекционированию, в том числе и городских гербов. Постепенно началось возрождение город­ской геральдики, составление гербов для новых городов и внесение изменений в эмблематику «старых» гербов. В 1987 г. при Отделе­нии истории АН СССР была организована Координационная комис­сия по созданию и пропаганде городских гербов (впоследствии — Геральдическая комиссия), которая стала собирать материал о су­ществующих ныне, утвержденных местной администрацией городских гербах.

Итогом деятельности Геральдической комиссии стало издание в 1998 г. альбома-справочника «Гербы городов России» под редакцией Н.А.Соболевой.

К сожалению, в составленных в последние десятилетия городских гербах часто нарушаются важнейшие геральдические правила: «металл на металл и финифть (цвет) на финифть не накладываются». На современных же гербах можно увидеть сочетание серебряного (белого) и золотого (желтого), зеленого и лазоревого цветов и т. д. Символика новых, так называемых «индустриальных городов» отличается однообразием. В их гербы включены главным образом технические эмблемы: шестерни или их части, силуэты заводов, нефтяные вышки с пламенем или без пего, разрезы доменных печей, автомобили, электролампы, знаки атома и т. д.

>Дворянские гербы. Родовой герб — необходимый источник для изучения генеалогии дворянских родов, истории их происхож­дения, заслуг, привилегий, иерархического положения. Он дает ин­формацию об области деятельности, воинских и гражданских заслу­гах конкретного лица или рода.

Первые опыты составления личных гербов в России относятся к последним десятилетиям XVII в. Об отсутствии личных и фамиль­ных гербов в русском обществе до этого времени свидетельствует, например, Г.К.Котошихин в 1664 г. в своей известной работечО Рос­сии в царствование Алексея Михаиловича»: «А грамот и гербов на дворянства их и на боярства никому не дает (царь. - П. Ш.), потому что гербов никакому человеку изложити не могут, да не токмо кому боярину или иному человеку не даются гербьт, но и сам царь гербом своим Московским печатаетца на грамотах в христианские государства не истинным своим прямым...; так же и у старых родов князей и бояр, и у новых истинных своих печатей нет, — да не токмо у князей и бояр иных чинов, но и у всякого чину людей Московского го­сударства гербов не бывает; а когда лучитца кому к каким писмам, или послом к посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают, у кого какая печать прилучилась, а не породная».

Известно, что в 1686—1687 гг. в Посольском приказе были со­ставлены первый сборник гербов дворянских родов и так называемая «Бархатная книга», изданная спустя столетие известным про­светителем Н. И. Новиковым.

Мы не можем сказать сегодня, как выглядели первые родовые гербы XVII в., но, возможно, на составление этих гербов оказала заметное влияние польская геральдика, уже тогда проникшая в Россию.

В период правления Петра I стала развиваться практика пожа­лования новыми титулами (баронскими, графскими), а также личными гербами. В первые годы XVIII в. Петр I титуловал Я.В.Брюса, Ф.А.Головина, П.М.Апраксина, A.M. Апраксина, П.А.Толстого, А.Д. Меншикова и др. Жалуя почетные титулы, Петр I велел выдавать дипломы на эти достоинства с изображением гербов по образцу изготовляемых в Священной Римской империи. Сначала созданием таких дипломов занималась Коллегия иностран­ных дел. Сведений о создании там дворянских гербов в правление Петра Т мало. В.К.Лукомский называет 6 человек, которым были составлены гербы, это сподвижники царя — графы Головкин, Апрак­син, Брюс и др.

С образованием в 1722 г. Герольдмейстерской конторы дело со­ставления родовых гербов перешло к этому учреждению. Согласно Табели о рангах 1722 г., все лица, дослужившиеся до VIII класса (коллежского асессора) на гражданской службе и XIV класса (обер-офицерского чина) на военной службе, получали потомственное дворянство и право на родовой герб.

Рис: Герб Маковеева

Рис: Герб Шаховских

После ареста Ф.Санти в его бумагах было обнаружено около 12 рисунков дворянских гербов. Среди них находились гербы, по­данные в 1686 1G87 гг. при составлении родословных росписей, и гербы, вновь составленные для Демидовых и Строгановых.

Б 1731 г. должность герольдмейстера занял П.А.Квашнин-Самарин. При нем дворянские гербы не составлялись.

Оживление в составлении частных гербов началось в 1740-х гт. Тогда товарищем герольдмейстера был назначен В.Е.Адодуров. Свою деятельность в Герольдмейстерской конторе он начал с комплектования ее- библиотеки книгами до истории, генеалогии и ге­ральдике. Б.Е.Адодуров сам работал над составлением дворянских гербов и, в первую очередь, гербов дворян гренадерской роты Пре­ображенского полка. Эта рота в 1741 г. помогла взойти на престол Елизавете Петровне, в награду за что получила наименование Лейб-компании. Участники Лейб-компании были пожалованы омпанцев был составлен «генеральный» (общий) герб, помещенный в правую часть гербового щита. Он представлял черное поле, на котором изображалось золотое стропило с тремя «лопнувшими» гранатами. Над стропилом помещались две серебряные пятиконечные звезды, под стропилом — одна. Над дворянским шлемом возвышалась лейб-компанская гренадерская шапка с двумя - красным и белым — страусовыми перьями. По сторонам шапки возникали два черных орлиных крыла. Девиз: «За верность и ревность». Левую часть 347 лейб-компанских гербов составляли индивидуальные эмблемы каждого лейб-кампанца.

Рис: Лейб-кампанские гербы

Рис: Лейб-кам панские гербы

В правление Екатерины II и Павла I вновь наблюдалось оживление в составлении частных гербов. Итогом этой работы стало составление и издание «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи», начатое при Павле I. Выпуском «Общего гербовника» Павел I стремился упорядочить и упрочить российскую геральдику, которой он придавал большое значение. «Общий гербовник» был начат по именному указу от 20 января 1797 г. Наблюдение за работой было возложено на генерал-прокурора А.Б.Куракина, с 1800 г. за работу отвечал обер-прокурор III Департамента Сената О.П.Козодавлев. Ему помогал «гербовый судья» Матвей Ваганов, со­ставивший 10 первых томов «Общего гербовника». При Павле I вы­шло 5 томов, при Александре I — еще 4 тома и при Николае I —1 том (1836 г.). Остальные 11 томов «Общего гербовника» опубликованы не были и в настоящее время хранятся в ЦГИА в Санкт-Петербурге.

Рис: Герб Кандалинцова

Рис: Герб рода Жандр

 

Принцип составления всех томов «Общего гербовника» одина­ков. Гербы по происхождению их владельца делятся па три группы.

К первой группе относятся гербы всех фамилий княжеских и дворянских родов, произшедших от Рюрика и Гедимина. В их гербах помещены эмблемы родовой собственности, т.е. знаки тех удельных княжеств, городов или мест, которыми владели их предки.

Рис: Герб Строгановых

Рис: Герб Фарморов

Рис: Герб Брюсов

Рис:  Герб Демидовых

 

Ко второй группе относились «заимствованные» гербы так называемых «выезжих» родов. Их эмблемы вошли в «Общий гербовник» почти без изменений по сравнению с прототипами, прежде всего польскими гербами, воспринятыми многими русскими и украинскими фамилиями. Сюда вошли гербы иностранных дворянских фамилий, принявших российское подданство; гербы русских дворянских родов, получивших дипломы на почетные титулы от иностранных монархов или пользующихся западноевропейскими геральдическими эмблемами по преданиям о своем происхождении.

К третьей, самой многочисленной группе принадлежат гербы лиц, получивших дворянство по заслуженным чинам, сочиненные ге­ральдическими учреждениями при пожалованиях дипломами.

При подготовке «Общего гербовника» были приняты следующие формы: французский щит; щиты княжеских родов и родов нетитулованных, происходивших от удельных князей, покрывались бархатной мантией на горностаевом меху, шапкой того же цвета и горностаевой опушкой; шлем — западноевропейский, решетчатый, увенчанный коронами — графской, баронской или дворянской. В гербах лейб-компанцев сохранялась их традиционная шапка; над коронами помещались нашлемники; со шлема опускался намет; щи­ты гербов древних дворянских фамилий с боков держат щитодержатели; внизу у некоторых гербов имеются девизы.

Рис: Малый герб Российской империи

Главными изобразительными элементами дворянской геральдики были воины, виды вооружения, звезды, полумесяцы, кресты, короны, мифологические и легендарные персонажи, животные, растения. Главным элементом, подчеркивающим самодержавный характер русской дворянской эмблематики, был двуглавый орел и его части (крылья). К 1917 г. его изображения становятся более редкими. Б X—XXI томах «Общего гербовника» в дворянские гербы вносятся орудия труда, эмблемы гуманитарных и точных наук, искусства карты, астролябия, глобус, скрипка, лира и т.д.). Мифологические и фантастические персонажи постепенно исчезают, заме­няясь эмблемами реальной жизни.

После революции дворянская геральдика была предана забвению. В последнее время интерес к ней вновь возродился, о чем свиде­тельствует активная деятельность Российского Дворянского Собра­ния, составление новых дворянских гербов, выход в свет литературы по дворянской геральдике и образование Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации.

Источник: Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

&

 




Фамильный диплом

Контакты
info@family-tree.ru